VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формы реализации права

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001400
Тема: Формы реализации права
Содержание
    ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА	5
1.1 Формы реализации права	5
1.2 Стадии правоприменительного процесса	9
ГЛАВА 2. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ	13
2.1 Понятие акта	13
2.2 Систематизация правоприменительных актов	14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА	18
3.1 Пробелы в праве	18
3.2 Коллизии в праве	20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	39
     
ВВЕДЕНИЕ
    
     Вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось и уделяется огромный интерес. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные на этапе XIX-XX веков работы известных российских ученых-юристов, философов: Коркунова Н.М. Лекции по общей теории права (СПб.,1904); Михайловского И.В. Очерки философии (Томск, 1914) и других. Их теории актуальны и в современном праве и поэтому  естественно, что изучая реализацию  норм права   мы опираемся на  эти  колоссальные труды. «... Первый, основной вопрос философии права есть вопрос: что такое право? 
     Как известно,  в науке ведутся нескончаемые споры по этому вопросу, и никому еще не удалось дать такое определение права, под которым подписались бы все ученые» -   пишет И.В. Михайловский - «... как естествознание исходит от непосредственно данного, несомненного факта - существования материи, так и правоведение исходит от такого же факта, - существования права.»1
     Самым характерным, основным признаком правой жизни является наличность юридических норм. Юридические нормы представляют собою понятие видовое. Норма - есть правило, по которому что либо необходимо происходит согласно идее, лежащей в основе происходящего.  В этом общем значении мы можем говорить о нормах относительно всей мировой жизни, во всех ее проявлениях. Все эти проявления совершаются по известным нормам, везде есть определенный порядок, обнаруживающий лежащую в ее основе природу происходящего. Таким образом «норма» и «закон» - понятия тождественны.2
     Все выше сказанное подтверждает актуальность темы исследования.
     Цель курсовой работы состоит в исследовании  понятия реализация норм права, методов и форм его обеспечения.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Рассмотреть основные формы реализации норм права;
     2. Проанализировать стадии правоприменительного процесса;
     3. Раскрыть сущность понятия правового акта и систематизацию правоприменительных актов;
     4. Выявить  проблемы реализации норм права.
     В курсовой работе мы  основывались только на выводах и основных понятий ученых-классиков также в публикациях Н.И.Матузова, Ф.А.Григорьева, А.Д.Черкасова, В.Н.Кудрявцева, В.В. Лазарева,  Ю.А.Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Р.Г.Абдулатипова, В.О.Лучина и других известных специалистов в области теории государства и права.
     Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения списка использованной литературы.
     При подготовке работы автор в основном опирался на труды ученых –классиков и учебную литературу.
     Во  введении раскрывается актуальность темы исследования, цели и задачи работы, также приводится обзор литературных источников по теме исследования. 
     В первой главе раскрывается понятие и основные формы реализации права. 
     Во второй главе раскрывается сущность понятия акта, а также систематизация правоприменительных актов.
     В третьей главе анализируются проблемы реализации права, раскрывается сущность пробелов и коллизии в праве.
    
    
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА

     1.1 Формы реализации права


     Реализацией права называется его  воплощение в  поведении людей и  в общественных   отношениях.  Право   оказывает  многообразное влияние на общественную жизнь. В  зависимости от содержания правовых норм и от отношения  к их осуществлению со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений оно способно создать либо демократический правопорядок, основанный  на гарантированных правах и свободах граждан, либо тоталитарный  строй с детальной  регламентацией большой  части  общественных  отношений, замкнутых на государство и подверженных  его контролю,  либо, наконец, режим беззакония,  при котором  большинство законов  носит декларативный характер, а  многие общественные отношения регулируются  произвольными  велениями агентов власти.  Правовое воздействие   на   общественные   отношения имеет   разные  формы, частично  совпадающие  с  влиянием  на  те же отношения идеологии, политики, морали.                                                  
     	Специфические для права способы  его осуществления  принято называть  -  реализация  правовых  норм.3  Как считают Ф.А.Григорьев, А.Д.Черкасов в литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям. По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы реализации.4  
      Основными способами реализации  правовых  норм  обычно  называются: использование норм права, исполнение  норм права,  соблюдение  норм права,  применение правовых норм. Две  из названных  форм или  способов (использование права и исполнение обязанности) представляют собой  реализацию правоотношения. Как  известно,  не  все  правоотношения  возникают  в результате сознательно-волевых действий  их участников  (без таких действий,   например,   возникают    правоотношения,   порождаемые юридическим фактом - событием), но все  они реализуются  через сознательно-волевые действия их участников.
     Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования.
      В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно,        обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы.5
      Исполнение норм  права происходит,  когда субъекты  исполняют возложенные на них юридические обязанности. В  этих случаях они действуют активно. В  данной   форме  реализуются обязывающие  нормы права.  Например, пассажир общественного транспорта,  компостируя талон, выполняет  юридическую обязанность  - оплачивает  проезд, следовательно, исполняет норму права. 
     Использование норм права - когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических  обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы6.                                                   
    	Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.                                         
     Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной службы и др.
	Результатом  осуществления   правовой  системы  какой либо страны является  правопорядок.  Существование  правопорядка  означает, что граждане и  другие субъекты  права беспрепятственно  реализуют свой правовой статус, используют субъективные права; что обязанности добросовестно выполняются, а нарушения запретов, если  они совершаются, влекут восстановление нарушенных прав  и применение  к правонарушителям  предусмотренных  законом  мер  государственного принуждения. Реализация  демократического по  содержанию права  создает в гражданском  обществе  систему  гарантированных  возможностей граждан, порядок, основанный  на исполнении  ими и  другими субъектами права обязанностей и соблюдении правовых запретов, всеобщую  и равную зависимость только от закона, сознание  уверенности в  собственной безопасности от произвола и беззакония.7 
     Что  же  такое отдельный  юридический факт?  Это совокупность таких изменений, которые, взятые вместе, имеют  юридическое значение. А так как юридическое значение факта  обусловливается исключительно тем,  что он  вызывает собою  применение юридической нормы, то можно сказать определительнее, что  отдельным юридическим  фактом называется  совокупность таких  изменений, которые, взятые вместе, обусловливают применение закона 
 	Как отмечает И.В.Михайловский, юридические нормы издаются с чисто практическою целью: регулировать определенные жизненные явления. И граждане, а в особенности органы власти на каждом шагу «применяют» юридические нормы.8  
	Некоторые авторы полагают, что «осуществление правомочия     (субъективного права) является ...одним из способов реализации права в широком смысле слова, однако осуществление субъективного права носителем права - это не применение норм права». По их мнению, осуществление субъективных прав есть самостоятельный способ реализации правовых норм наряду с применением права (юридическими действиями государственных органов и должностных лиц) и исполнением и соблюдением норм права населением. 9        
     При этом указывается, что такие, например, акты, как дарение       гражданином принадлежащей ему на праве личной собственности        вещи и другие подобные юридические действия, представляют собой «...не акты применения норм права, а осуществление субъективного права или реализацию их правоспособности. Норму права нельзя применять по отношению к собственному поведению, она всегда, применяется по отношению к другому лицу органом, имеющим на то властные полномочия»10.                                          
    	Таким образом, согласно излагаемой точке зрения, имеют место три способа или, что одно и то же, три формы осуществления  (реализации)    правовых    норм:   применение    правовых   норм (юридические  действия  государственных  органов),  исполнение  и соблюдение  правовых  норм (юридические  действия граждан  по исполнению  своих обязанностей)  и осуществление  субъективных прав или реализация правоспособности граждан.                          
          Как считает Н.М. Коркунов,  такой  подход к  решению вопроса  об определении  специфики применения  правовых норм  в отличие от других способов их реализации неправильный. По его мнению,  в решении этого  вопроса  нужно  исходить  из  характера правовой  нормы, и прежде всего, из характера правила поведения, содержащегося в ней, то  есть  из характера  диспозиции нормы.  В соответствии  с этим устанавливаются  и особенности  юридической деятельности  по применению правовых норм в отличие от других форм их реализации.     

     1.2 Стадии правоприменительного процесса

     
     Применение  права  -  единый  и  вместе  с  тем  сложный процесс.  Он  складывается  из  ряда  самостоятельных  разнохарактерных  и   взаимосвязанных  действий,  имеет  начало  и  окончание.   Правоприменительный  процесс  обусловлен  двойственной юридической  природой: с  одной стороны,  направлен  на  реализацию норм  материального права;  с другой  -  опосредован   нормами  процедурно-процессуального   права. С юридической  стороны  представляет  собой   единый  правоприменительный комплекс11.                                                       
      	В этом комплексе выделяются правоприменительные циклы, каждый из них непосредственно направлен на разрешение конкретной жизненной ситуации (производство обыска, задержания, осмотра, допроса и др. юридических действий) и завершается принятием соответствующего  правоприменительного  акта  (постановления,   протокола, определения и т.д.).                                                 
    	В одних ситуациях - разрешение  судом спора  о праве  гражданском  или привлечение лица,  совершившего преступление,  к уголовной  ответственности  -  правоприменительный  комплекс  может  быть   предельно  сложным,  он  включает  ряд  правоприменительных   циклов. В других - наложение сотрудником милиции штрафа на водителя, нарушившего правила дорожного движения,  и взимание  этого штрафа  на месте, сопровождаемое выдачей соответствующей квитанции как разновидности акта применения права - сравнительно простым, состоять из одного правоприменительного цикла.                                
    	Отдельный правоприменительный цикл, в свою очередь, складывается из нескольких логически связанных друг с другом стадий; в каждой  из  них  разрешаются  свои  организационные,  исследовательские и иные задачи по реализации соответствующей нормы права.               
    	В  юридической  литературе  нет единства  мнений о  количестве стадий  правоприменения.  Разные  авторы  называют   неодинаковое  число. Наиболее  убедительным  представляется  мнение  о  трех  основных стадиях процесса применения права: 
- установление фактической основы дела; 
- установление юридической основы дела; 
- принятие решения по делу.                                      
    	Применение права  связано с конкретными жизненными обстоятельствами, образующими в своей совокупности  фактическую основу  разрешаемого дела.  Поэтому процесс применения права всегда начинается с установления и исследования обстоятельств дела, являющихся его  фактической основой,  в отношении которой и применяется юридическая норма.                   
    	В  ходе  этой  стадии  устанавливаются и  исследуются только  те  факты  и обстоятельства,  которые предусмотрены  нормой права  и являются  юридически  значимыми  -  правомерными  либо   неправомерными,  поскольку  право  не  может  применяться  к  обстоятельствам,  не имеющим юридического характера12.                                          
    	Установление  и  анализ  фактических  обстоятельств,  необходимых  в  дальнейшем  для  разрешения  дела,  осуществляются  не  любыми  доступными  средствами,  а  при  помощи  юридических  доказательств,  фактов (предметов,  показаний  свидетелей  и очевидцев,  документов, заключений сведущих лиц и  т.д.), добытых  в установленных  законом формах  и  порядке.13                                                                 
    	Всестороннее  и  полное  исследование  фактических   обстоятельств, собранных  в  соответствии с  требованиями закона,  способствует достижению объективной истины по делу и принятию правильного решения.    Установление  юридической  основы  дела.   На  этой   стадии  правоприменительного  процесса  дается  правовая  квалификация  (юридическая  оценка)  установленным  фактическим  обстоятельствам  дела,  т.е. решается вопрос,  какая норма  права распространяется  на данный  случай, подпадает ли этот факт под ее действие.                           
    Установление   юридической   основы   дела   начинается  с   выбора  нормы  права,  подлежащей  применению.  При  этом полномочный  орган  вначале  определяет  отрасль  права,  регулирующую подобные  отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный жизненный случай.                                      
    	После  этого  осуществляется  проверка  выбранной  нормы на  предмет  ее  действия  во времени,  пространстве и  по кругу  лиц. В  частности, устанавливают: а) действует ли она на момент разрешения конкретного дела; б) действует ли она на той  территории, где  решается дело;  в)  распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками   возникающего  правоотношения. Здесь  же   необходимо  руководствоваться  общим  положением  -  «закон  обратной  силы  не  имеет», согласно  которому  нельзя  применять норму  права,  хотя   и  действующую в  данный  момент,  но  которой  не  было, когда  рассматриваемые отношения  возникли  или  прекратились.  Нельзя  также  применять   норму,  не вступившую в законную силу.14                                            
    	При  установлении  юридической  основы   дела  иногда   обнаруживается, что один и тот же случай регулирует две или более действующие нормы   несовпадающего  или   даже  противоречивого   характера.  Иными словами, налицо коллизия правовых норм, которую необходимо разрешить на этой стадии.                                                   
    	Наконец,   осуществляя  проверку   выбранной  нормы,   необходимо  установить  подлинный  ее текст.  Для этого  следует пользоваться  официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных         источниках,  например  в  «Собрании  законодательства Российской  Федерации», «Российской газете», кодексах..
     Принятие решения по делу - завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется      применение  права  в  собственном  смысле  слова,  в  то время  как в предшествующие   стадии   подготавливают   предварительные   условия  и материалы для  окончательного решения  по делу.  В нем  властно распространяется  действие  применяемой  нормы  на  факт,  определяются права и  обязанности  конкретных  субъектов.  Именно  в  решении  норма права приобретает     индивидуально-властный     характер,   устанавливается  окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению.15         
    	Решение  по  делу   сопровождается  одновременно   совершением  полномочным   органом   (письменно  или   в  иной   форме)  индивидуально-
правового  акта  (акта   применения  права),   являющегося  юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения16.              
    	Правильно  принятое   решение  обеспечивает   законность,  укрепляет правопорядок  в  целом,  поддерживает  интересы  государства  и общества, с одной стороны, а с другой -  охраняет права  граждан, воспитывает уважение к закону.


ГЛАВА 2. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
     
     2.1 Понятие акта


     Официальной   формой   и   итогом    выражения   правоприменительной деятельности  выступают  акты   применения  права,   посредством  которых   закрепляются   решения   компетентных   органов   по  конкретному юридическому  делу.  Эта  разновидность  правовых  актов характеризуется   определенными  специфическими   чертами,  из   которых  основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.                                  
    	Во-первых, акт применения права - это решение  по конкретному  делу  официального   компетентного  органа,   которого  государство уполномочило  на  реализацию  права   в  определенных   сферах  общественных отношений.                                                        
    	Во-вторых, акт  применения права  содержит государственно-властное  веление,  обязательное  для  соблюдения  и  исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.                 
    	В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму.                                                    
    	В-четвертых, акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.17                              
     С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права - это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное  регулирование   общественных  отношений.                                                                         
    	Акты применения права следует  отличать от  других правовых  актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в  следующем.                                                                   
    	1.  Нормативно-правовой  акт  носит  общий  характер,  регулирует  определенный  вид   общественных  отношений,   обращен  ко   многим  лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права  носит индивидуальный  характер,  регулирует  конкретное   общественное  отношение,  обращен  к  конкретным  лицам,  его действие  распространяется на конкретный случай.                                                      
    	2.  Нормативно-правовой  акт  устанавливает,  изменяет или  отменяет нормы  права,  являясь  общей  нормативной  основой  правового регулирования. Акт применения  права этого  делать не  может. Он  претворяет, реализует  общие  предписания  нормативного  акта  в  жизнь,  выступая необходимым   средством    перевода   общеобязательных    нормативных   предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно  к  конкретным  людям. Например,  закрепленное в  Конституции РФ  (нормативный  акт)  право  малоимущих граждан  на получение  бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из потенциального  права  в  реальное  только  посредством   акта  применения права - решения   соответствующего  органа   о  выделении   квартиры  и выдачи на нее ордера. 18                                                      
    
     2.2 Систематизация правоприменительных актов

	Правоприменительные   акты    принимают   практически    все   органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи  с урегулированием  различных  жизненных  ситуаций  и  т.д.,  что  и  обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация  правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.                    
    	1.  По  субъектам, осуществляющим  применение права,  акты подразделяются  на:  а)  акты  государственных  органов и  общественных организаций;  б) акты  главы государства Президента  РФ; в)  акты федеральных  органов власти  и управления;  г) акты  органов власти  и управления  субъектов  Российской Федерации;  д) акты  органов правосудия;: е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля;  ж) акты коллегиальные и единоличные.19                                     
    	2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.                          
      	3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.                                             
    	4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения; б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.                                                   
    	5. По форме внешнего выражения акты  применения права  подразделяются на акты-документы и акты-действия.                             
    	Правоприменительный  акт-документ  -  это  надлежаще  оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку  требуется  строгая  определенность  в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно  установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.
    	Акты-документы имеют  различную структуру,  что обусловлено  положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической  силой решения  и процедурой  его принятия.                                                             
    	По структуре  их можно  разделить на  акты-документы: а)  включающие все четыре его составные части - вводную, описательную (констатирующую),  мотивировочную  и  резолютивную  (приговор  или решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трех частей - вводной, описательной, резолютивной,  что характерно  для следственных   и  административных   протоколов;  в)   содержащие  две части  -  вводную  и резолютивную  (акты-разрешения на  совершение определенных  действий);  г)  не  имеющие  указанных разделов,  за исключением  резолютивной части  (резолюции «утвердить»,  «оплатить», «исполнить»  и  т.п., наложенные  должностным лицом  на соответствующих документах).                                                   
    	По наименованию  правоприменительные акты-документы  подразделяются  на указы,  постановления,  приказы,  протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.                                       
    	Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные  акты применения  права-действия -  это, к примеру, устные распоряжения  руководителя органа,  отдаваемые подчиненным и т.п.                                                     
    	Конклюдентные   правоприменительные    акты-действия   совершаются посредством сочетания  определенных жестов,  движений и  тому подобных  действий,  явно  и  наглядно  выражающих   решение  субъекта применения  права  (жесты  милиционера,   осуществляющего  регулирование движения транспорта и пешеходов).                             
    	Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают     властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.     
    	6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).              
    	7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).20             
 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

     3.1 Пробелы в праве

	Ни одно законодательство не в состоянии учесть все многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования. Поэтому в практике правоприменения может оказаться, что определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не находятся в сфере правового регулирования. Налицо пробел в праве.               
    	Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.                  
    	Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует об определенных недостатках правовой системы. Однако они объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Пробелы в праве возникают по трем причинам: 1) в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования; 2) в результате недостатков юридической техники; 3) вследствие постоянного развития общественных отношений.                                                            
         Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества.   Но   органы,  применяющие   нормы  права,   не  могут отказаться  от  решения  конкретного  дела  по  причине  неполноты законодательства.  Во  избежание  этого в  праве существует  институт аналогий,  означающий  сходство  жизненных  ситуаций  и  правовых   норм.  Он предусматривает   два   оперативных   метода   преодоления,  восполнения пробелов - аналогию закона и аналогию права. 21                             
    	Аналогия  закона  применяется, когда  отсутствует норма  права, регулирующая  рассматриваемый   конкретный  жизненный   случай,  но   в  законодательстве  имеется  другая  норма,   регулирующая  сходные   с  ним отношения. 
    	Аналогия  права  применяется,  когда  в  законодательстве отсутствует и норма права,  регулирующая сходный  случай, и  дело решается  на основе  общих  принципов  права. Речь,  прежде всего  идет о  таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед  законом и  др. Подобные принципы закрепляются в конституции и других законах.              
    	Аналогия  закона  и  аналогия  права  -  исключительные   средства  в праве  и  требуют  соблюдения  ряда  определенных  условий,  обеспечивающих  правильное  их  применение.  Поэтому  для  того,  чтобы  использовать аналогию права, необходимо: во-первых, установить, что данная  жизненная  ситуация  имеет  юридический  характер  и  требует  правового решения; во-вторых, убедиться, что в законодательстве отсутствует  конкретная  норма  права,  призванная  регулировать  подобные случаи; в-третьих, отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный  случай, и  на ее  основе решить  дело (аналогия  закона), а при  отсутствии  таковой  опереться  на  общий  принцип  права и  на его основе решить дело (аналогия права); в-четвертых, в решении по делу  дать  мотивированное  объяснение   причин  применения   к  данному случаю  аналогии  закона  или  аналогии  права. Тем  самым обеспечивается возможность проверить правильность решения дела.                       
     Таким образом, применение права по аналогии - это  не произвольное  разрешение  дела.  Принятие  решения осуществляется  в соответствии с  государственной волей,  выраженной в  правовой системе  в целом или  в  отдельных  нормах   права,  регулирующих   сходные  отношения.
   	Путем  аналогии правоприменительный  орган пробел  в праве  не устраняет, а лишь преодолевает.  Пробел может  быть устранен  только компетентным нормотворческим органом.                                      
         	Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве.  В области уголовного права аналогия  закона и  аналогия права  не допускаются,  поскольку  действует  непреложный  принцип   «нет  преступления без указания на то в  законе», что  служит гарантией  защиты личности.
   	В других отраслях права аналогия допускается, а в таких,  как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.         


     3.2 Коллизии в праве


     Под  юридическими  коллизиями  понимаются  расхождения  или противоречия  между   отдельными  нормативно-правовыми   актами,  регулирующими  одни  и  те  же  либо   смежные  общественные   отношения,  а также  противоречия,  возникающие  в  процессе правоприменения  и осуществления   компетентными  органами   и  должностными   лицами  своих полномочий.                                                           
       	Российское законодательство  - сложное,  многоотраслевое образование, в  котором масса  всевозможных разночтений,  нестыковок, параллелизмов,   несогласованностей,   конфликтующих    или   конкурирующих норм  и  институтов.  Будучи  по  своему характеру  территориально обширным и федеральным, оно  уже в  силу этого  содержит в  себе возможность  различных подходов  к решению  одних и  тех же  вопросов, учета национальных и региональных особенностей, интересов центра и мест.
       	В  нем одновременно  действуют акты  разного уровня  и значения, разной юридической  силы, направленности,  в частности,  старые, союзные,  и  новые,  российские;  протекают  процессы унификации  и дифференциации,  объединения  и  обособления,   переплетаются вертикальные и  горизонтальные  связи  и тенденции.  Это динамически  напряженная и во многом изначально противоречивая система.                          
      	С другой  стороны, в  практической жизни  постоянно складываются такие  ситуации,  которые  сразу  подпадают  под  действие  ряда норм.
   	Возникают   нежелательные   юридические   дилеммы    и   альтернативы.
   	Различные  нормы  как  бы  вступают  друг  с другом  в противоборство, пересекаясь  в  одной  точке правового  пространства и  «претендуя» на регулирование одного и того же отношения.                         
     Чтобы   устранить   коллизию,  требуются   высокий  профессионализм правотолкующего  и  правоприменяющего  лица,  точный   анализ  обстоятельств  «дела»»,  выбор  единственно возможного  или по  крайней мере наиболее  целесообразного  варианта решения.  Это, как  правило, сложная аналитическая задача.                                             
    	Разумеется,  противоречия  можно  снять  (и  они  снимаются)  путем издания  новых,  так  называемых  коллизионных  норм.  По  меткому выражению  Ю.А.  Тихомирова,   это  -   нормы-«арбитры», они  составляют своего  рода  коллизионное  право,  которое,  впрочем,   лишь  условно можно  считать  самостоятельной  отраслью,  ибо его  нормы «вкраплены» в другие акты и не существуют изолированно.22                          
    	В Конституции РФ (п. «п»  ст. 71)  говорится о  том, что  к ведению Российской  Федерации  относится  «федеральное   коллизионное  право». Оно  и призвано  развязывать наиболее  тугие узлы  противоречий. Однако  применение  коллизионных  норм,  т.е.  непрерывное законодательное вмешательство во все спорные случаи, попросту невозможно..            
    	Юридические  коллизии,  безусловно,  мешают   нормальной,  слаженной  работе  правовой  системы, нередко  ущемляют права  граждан, сказываются  на  эффективности  правового  регулирования,  состоянии  законности  и  правопорядка,  правосознании  и  правовой  культуре общества.  Они  создают  неудобства  в  правоприменительной  практике, затрудняют    пользование    законодательством    рядовыми   гражданами, культивируют правовой нигилизм.                                       
    	Когда на один и тот же случай приходится два, три и более актов, то исполнитель  как  бы получает  легальную возможность  (предлог, зацепку)  не  исполнять  ни  одного.  Поэтому  предупреждение,  локализация этих  аномалий  или  их устранение  является важнейшей  задачей юридической науки и практики.                                              
    	Выступая  в  мае  1996  г. на  Всероссийском кон.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.